Прежде чем скатиться на лыжах с горы

Как научиться кататься на горных лыжах

Правильно выбираем экипировку и лучшие трассы для новичков

Почему человека так притягивают горы? Снежные вершины издревле привлекали своей загадкой и величием. Когда-то бытовало мнение, что эти места священные, так как близки к небу. Но вот уже второе столетие, как гористые ландшафты облюбовали активные туристы. Приехав сюда хотя бы раз, можно “заболеть” этими пейзажами навсегда. И даже те, кто прежде не мечтал о зимнем отдыхе в горах, задумываются, как научиться здесь кататься на лыжах, осваивать одну за другой трассы, гонять наперегонки.

Главное в покорении высот – безопасность. А потому важно правильно выбрать экипировку, подобрать сами лыжи и освоить нужную технику катания. Обучение начинается с трех лет и далее не имеет возрастных ограничений.

Где лучше учиться кататься

Начинающим горнолыжникам следует выбирать ближайшие к дому склоны для катания. Не стоит спешить в большие горы. К тому же обучение с инструктором и услуги в провинциальных городах России намного дешевле известных горнолыжных центров. В первое время достаточно узнать, как работает любой комплекс, освоить начальные навыки катания и научиться пользоваться подъемниками. При выборе курорта обращайте внимание на наличие учебных склонов и службы инструкторов.

Кавказские горы — самые высокие и близкие для центральных регионов России. Курорты Красной Поляны, Домбай и Архыз имеют учебные склоны. Стоит отметить пологую и широкую зеленую трассу на курорте «Газпром», которая идеально подойдет для новичков. Исключение составляет недавно открывшийся курорт «Альпика» в составе «Газпром», где только красные и черные склоны для продвинутых лыжников.

Многочисленные курорты Горного Алтая славятся легким пушистым снегом, продолжительной зимой и великолепной природой. Здесь есть где покататься эксперту и начинающему лыжнику. Самое популярное место — Белокуриха.

Если вы только осваиваете горные лыжи, выбирайте пологие склоны и несложные трассы.
Фото: pixabay.com

Урал – прекрасный регион для освоения горнолыжной техники. Склоны здесь не крутые и покрытые лесом. Современные курорты Абзаково, “Солнечная долина”, “Губаха”, Завьялиха порадуют демократичными ценами и отличным сервисом.

Красная Поляна

Домбай

Архыз

Белокуриха

Абзаково

Шерегеш

Что нужно купить для катания на горных лыжах

БотинкиШлем
Горнолыжная маскаГорнолыжные очки
ТермобельеГорнолыжные носки

В перечне — то, что стоит выбрать индивидуально. Прокат лыж и полностью горнолыжных комплектов есть на любом зимнем курорте.

Выбираем горные лыжи для взрослых

Выбор горных лыж напрямую зависит от уровня катания. Начинающим лыжникам не следует учиться на профессиональном снаряжении. У каждого производителя есть линейка моделей для новичков, на которых надо остановить свой поиск.

Карвинговые лыжи сейчас пользуются наибольшим спросом. У них широкие носовые и пяточные части. Благодаря такой конструкции, скольжение на лыжах устойчивое и плавное. Они прекрасно подходят для новичков.

Взрослому человеку на начальном уровне подготовки длину лыж надо подбирать исходя из роста и веса.
Фото: globallookpress.com

Взрослому человеку на первых порах длину лыж следует подбирать исходя из роста и веса:

  • неуверенному новичку со средним весом надо вычесть из своего роста 20 см;
  • новичок с развитыми двигательными навыками может выбрать лыжи за минусом 10 см от роста;
  • более уверенные в своих силах лыжники могут взять лыжи по росту;
  • если вес выше средних параметров, то длина лыж должна быть на 5 см больше роста.

Жесткость конструкции тоже влияет на комфорт катания. Более жесткими лыжами новичку сложнее управлять, поэтому для взрослых со средним весом лучше выбрать мягкие лыжи. В случае если вес превышает стандарты, следует взять модель немного жестче обычных. Консультация у продавца в спортивном магазине поможет в правильном выборе.

Выбираем горнолыжные ботинки и палки

Чтобы научиться кататься на горных лыжах, важно помнить, что самое главное в снаряжении – это ботинки, с их помощью происходит управление лыжами, от них зависит комфорт пребывания на горе. Ботинки должны плотно прижиматься к ноге, без болезненных ощущений. Поэтому без примерки покупать не рекомендуется.

Перед поиском ботинок желательно знать точную длину и ширину стопы в миллиметрах. Так круг вариантов сузится и будет легче сделать выбор. Если есть индивидуальные особенности стопы, то стоит купить формуемые ботинки, которые под воздействием тепла принимают необходимую форму.

Ремешок-темляк должен регулироваться и надежно крепиться к палке.
Фото: pixabay.com

Обратите внимание на жесткость обуви. В жестких ботинках сложнее ходить, их трудно снимать и ноги мерзнут быстрее. Такие используют профессиональные лыжники и спортсмены. Для начинающих мужчин рекомендуется жесткость от 60 до 90, для женщин – от 50 до 70.

Выбирая палки, многие смотрят на красивый дизайн. Отчасти это правильно, так как комплект будет выгодно выделяться среди остальных, если все снаряжение в одном стиле. Новичкам же палки помогают сохранять баланс, набирать скорость на пологих склонах и подниматься в горку. Ремешок-темляк должен надежно крепиться к палке и иметь функцию регулировки. Длина палок зависит от роста.

Рост (см)Длина палок (см)
15095-100
155100-105
160105-110
165110-115
170115-120
175120-125
180125-130
185130-135
190135-140

Выбираем экипировку

Горнолыжные костюмы, благодаря современным технологиям, производят из мембранной ткани, которая не пропускает воду снаружи и выводит влагу изнутри. Водонепроницаемость измеряется в мм, а воздухопроницаемость в гр/м². Обе характеристики начинаются от 5000, чем больше показатель, тем защита надежнее. Верхняя одежда должна быть удобной, не сковывать движения, с хорошо работающими молниями и с различными карманами для мелочей.

Шлем, балаклава и маска защищают голову и лицо от солнца, ветра, снега и травм.
Фото: pixabay.com

Следующий слой одежды – флисовая кофта. Лучше, если она из менее плотной ткани, так динамика движений будет активной.

Термобелье сохранит тепло и выведет влагу, если изготовлено из натуральных тканей или смешанных с синтетикой. Однослойное термобелье подойдет для умеренной погоды, двухслойное – для низких температур.

Носки стоит приобретать тоже горнолыжные, они уберегают ноги от ветра и холода, фиксируют ногу, исключая сползание и скольжение в ботинке.

Обеспечить защиту от солнца, снега, ветра и травм помогут шлем, балаклава и маска. Эта экипировка должна хорошо держаться на голове и шее. В чем кататься, в перчатках или варежках, выбор у каждого свой. Основная функция их – это тепло и сохранение рук от острых кантов, от ударов о камни или бугеля. Важно: варежки и шлем всегда должны быть надеты!

Как проходит подготовка и обучение с инструктором

Как научиться кататься на горных лыжах, чтобы было безопаснее? Первые шаги лучше сделать в инструкторской школе. При знакомстве инструктор узнает об опыте ученика, проверит снаряжение, расскажет о технике безопасности. Занятия проходят на учебном склоне или пологом участке.

Опытные инструкторы советуют выбрать групповые занятия и курсы.
Фото: globallookpress.com

Что можно изучить за один час с инструктором:

  • основную стойку,
  • падение и вставание,
  • элементарные движения на плоскости,
  • скольжение по склону,
  • торможение.

На следующих занятиях осваиваются повороты, боковое соскальзывание, траверс и катание на параллельных лыжах с выездом на зеленые и синие трассы.

Более опытные лыжники обращаются к инструктору, чтобы совершенствовать технику, изучить новый стиль катания, прокатиться по сложным и неподготовленным склонам.

Как заниматься: индивидуально или в группе? Бытует мнение, что персональные занятия лучше из-за большего внимания к ученику. Но вся наша жизнь проходит в обществе – детский сад, школа, кружки, вуз. Горные лыжи — не исключение. Ошибки у всех примерно одинаковые, а если есть особенности в технике ученика, то инструктор даст рекомендации. Выбирайте групповые занятия и курсы. Это сэкономит бюджет и расширит круг единомышленников.

Каким должен быть стиль катания

Для достижения безопасного и красивого катания стоит начать обучение с самых простых стилей, постепенно переходя к более сложным техникам.

  1. «Плуг» — для начинающих, позволяет контролировать скорость и прочувствовать все фазы поворота.
  2. Карвинг начального уровня (смешанный), при котором ведение поворота происходит на параллельных лыжах, а скольжение по линии склона в «плуге». Помогает легче перейти на параллельную технику.
  3. Базовая техника с проскальзыванием на параллельных лыжах. С ее помощью уже можно преодолевать склоны любой сложности и не набирать большую скорость.
  4. Карвинг на кантах – скоростной стиль, при котором остается резаный след на склоне, подходит для продвинутых лыжников.
  5. Фрирайд и могул – техники катания для любителей неподготовленных склонов, где требуется хорошая подготовка.
  6. Телемарк – старейший и красивый стиль позволяет путешествовать вне подъемников. Необходимо специальное снаряжение.
  7. Фристайл – выполнение трюков в оборудованных местах с трамплинами и различными фигурами.

Разнообразие стилей способствует развитию навыков катания на долгое время, не теряя интерес к горным лыжам.

Что надо учесть при обучении детей

Занятия с детьми значительно отличаются от обучения с взрослыми. Необходимо принимать во внимание физические и психологические особенности детского возраста, особенно до 7 лет. В этот ранний период дети не понимают цели катания, а просто радуются возможности скатиться с горы на высокой скорости. Кстати, о скорости: до 5 лет страх почти отсутствует, ребенок еще не понимает всех опасностей. Поэтому важно научить его контролировать скорость, останавливаться и выполнять повороты на склоне.

Объяснять ребенку сложные технические элементы надо через игровые упражнения, образы и ассоциации. Например: маленький зайчик едет на поезде – это параллельные лыжи колени согнуты; большой медведь сел на корабль – “плуг” и торможение. А личный показ лучше всяких объяснений.

Важно научить детей контролировать скорость, останавливаться и выполнять повороты на склоне.
Фото: Снежная Академия

Обучение можно начинать с 3 лет, но получение результата будет более длительным. В этом возрасте у ребенка небольшой запас двигательных навыков и еще не окончательно сформировался вестибулярный аппарат. Наберитесь терпения, и тогда малыш порадует успехами.

Часто можно увидеть на склонах, как родители сами учат детей катанию на горных лыжах. Если вы уверены в своих педагогических способностях, это очень круто, но иногда ребенок не воспринимает родителей как учителей и расслабляется с ними на горе. А с инструктором ребята более собраны и внимательны. Профессионал владеет детской методикой, доступно объясняет и следит за безопасностью.

Вредные советы

Нет ничего более вводящего в заблуждение, чем обычная мудрость.

Я очень давно обещал одной своей подруге, что научу ее кататься на лыжах. Мы добрались до маленького курорта в Catskills, где я начал обучать ее плугу. Проблема заключалась в том, что я просил ее повернуть направо, а она продолжала поворачивать налево. Наконец, она сделала правый поворот. Каков же был ее секрет? “Я сделала точно противоположное тому, чему ты меня учил” – ответила она, осуждающе.

Это – классическая ситуация. Друзья не должны учить друзей кататься на лыжах. Большинство из нас катаются на лыжах инстинктивно. Мы знаем, что нужно делать в той или иной ситуации, но не можем объяснить, КАК мы это делаем; еще сложнее это кому-нибудь объяснить. Или мы передаем советы, которые слышали ранее, сами не понимая того, что один и тот же совет не является универсальным для всех проблем. В результате – ужасающая вереница плохих советов. И возможно, Вы сами являетесь одним из авторов советов этой цепочки.

Я собрал некоторые вредные советы из моего собственного опыта инструктора в Аспене, а также из опыта друзей и коллег – преподавателей из Колорадо. Не все из этих советов обязательно плохи в любое время. Некоторые советы просто устарели ввиду новой геометрии лыж и использования современных ботинок. Другие советы неправильны, если вы их будете постоянно применять в своей практике, вне зависимости от ситуаций. Давайте людям только правильные советы, чтобы фактически помочь им; это докажет, что Вы являетесь настоящим другом.

1. Поднимайте Вашу внутреннюю лыжу, подобно слаломистам

До появления лыж новой геометрии, активный подъем внутренней лыжи способствовал наиболее быстрому хождению на лыжах. Гонщики выбрали этот путь для того, чтобы получить более плотную траекторию слалома или слалома-гиганта, преодолевая радиальные силы трения при повороте на лыжах классической геометрии. Современные лыжи, однако, позволяют входить в поворот с наименьшими усилиями.

Пусть мы и не испытываем тех же нагрузок, что и гонщики Кубка Мира, мы все равно можем приспосабливать данную технику к новым лыжам, катаемся ли между деревьями, пытаемся ли установить личное лучшее время или ходим по разбитому снегу. “Если Вы входите в поворот на одной ноге, это значит, что у Вас плохая устойчивость” – замечает Sickels Matlock, член PSIA Альпийской демонстрационной команды и инструктор Crested Butte (а также бывший чемпион U.S. Extreme Skiing Championships). “На первый взгляд может показаться, что внутреннюю лыжу проще повернуть, если она находится в воздухе, однако с двумя лыжами на снегу Вы будете гораздо более устойчивы.” (НО! Подъем внутренней лыжи и наклон в ее сторону, увеличивают усилие, прилагаемое к внешней лыже и Вы проходите на ней чистый резаный поворот; Здесь же речь идет о поднятии внутренней лыжи ради выполнения обычного поворота.)

Идея состоит в том, чтобы научиться одновременно поднимать и опускать вашу внутреннюю лыжу. Попробуйте это сделать сначала на очень пологом склоне: стоя на одной лыже, попробуйте поворачивать в разные стороны. Вы поймете, что поворачивать в сторону, когда опорная нога является верхней, сложнее. Но когда у Вас получится делать это, вы сможете регулировать усилие на обе лыжи во время поворота. “Как только Вы справитесь с этим, Вы заметно повысите свой уровень мастерства” – обещает Sickels Matlock ” Это удивительно. “

Все-таки стоит периодически поднимать внутреннюю лыжу, хотя бы для того, чтобы видеть, насколько хорошо Вы держите баланс на одной внешней лыже, потому, что мы все-таки преобладающе делаем поворот именно на внешней лыже. Но старайтесь держать внутреннюю лыжу на снегу, помогая этим сохранить баланс.

2. Всегда держите верхнюю часть корпуса “лицом” в долину, по линии спуска

Weems Westfeldt, директор школы горных лыж и сноуборда в Аспене, называет это “грандиозным мифом” лыжной техники. Это – пережиток тех дней, когда лыжники катались на лыжах классической геометрии, чтобы сделать некоторое “закручивание” и “раскручивание” ног, чтобы заставить лыжи повернуть. Увеличенный боковой вырез лыж новой геометрии делает их гораздо более отзывчивыми, так что вы не должны применять таких радикальных усилий при повороте. Вместо этого, наоборот, направляйте Ваш корпус в сторону Вашего движения (то есть по диагонали вниз склона), только слегка поворачивая бедра для контроля скорости. Ваш корпус, таким образом будет более раскован и Вы сможете обеспечить Вашим лыжам наиболее эффектный вход в поворот. Обратите внимание, что иногда Вы будете сталкиваться с такой ситуацией, когда развивается достаточно большая скорость, например, когда Вы делаете суперкороткие повороты на крутом склоне – тогда Ваш корпус в значительной степени развернут на линию склона.

Читайте также:  Полезные свойства воды с куркумой. Как приготовить напиток

3. Выталкивайте пятки для начала следующего поворота

Как то в один из дней прошлого сезона около меня остановилась пара горнолыжников и я услышал обрывок их разговора: “Вы сбрасываете пятки в повороте?” – спросил парень свою спутницу. Женщина сделала несколько поворотов, щегольски щелкая пятками и перед каждым поворотом вопила “Yup!”. Тогда парень последовал за ней, делая так же, как она и я наблюдал достаточно удачное щелканье сбрасываемыми пятками.

Выталкивание пятки – это работа намного больше необходимой. Сброс пяток скорее ведет к перемещению Ваших лыж боком, нежели к продвижению по дуге, для чего они, собственно и предназначены. “Выталкивание пяток изменяет направление движения, но не делает поворота” – объясняет Вестфелдт. “К тому же такой поворот не использует разработку лыжи – вместо этого Вы пересиливаете ее.”

Вместо сброса пяток, сосредоточьте Ваше внимание на вращении лодыжек ближе к носку лыж. Примените бОльшее давление к Вашей внешней лыже и разгрузите внутреннюю. Эти движения используют боковой вырез Ваших лыж, так что лыжи намного легче повернут по дуге, нежели боковым соскальзыванием.

4. Согните колени для лучшего давления на канты

Многие лыжники считают, что для того, чтобы сделать резаный поворот, они должны максимально сильно вдавить канты в снег. Это правильная идея – чтобы оптимально использовать боковой вырез, но приседать при этом – это неправильно, говорит Charlie MacArthur, инструктор по горным лыжам и член PSIA Alpine demo team. Из биомеханики известно, что , когда вы сгибаетесь, вы фактически недобираете то усилие, которое могли бы приложить к лыжам, если бы Вы были разогнуты. Представьте: что случается, когда Вы подпрыгиваете на месте: чтобы создать усилие, которое отрывает Вас от пола, Вы должны распрямить свои ноги.

Поэтому распрямите Ваши ноги в первой фазе поворота (они будут уже немного согнуты после выхода из предыдущего поворота). Это позволит Вам увеличить давление на лыжу. После того, как вы пересекаете “линию падения” склона, Вы можете начать поглощать давление на лыжи со стороны склона, сгибая колени. Степень сгибания будет диктоваться ландшафтом склона. Например, на ухоженном склоне необходимо лишь небольшое сгибание, а на буграх Вы должны сгибать колени более сильно, чтобы обеспечить хороший контакт между лыжами и снегом.

5. Катайтесь по пухляку в задней стойке

Это – один из наиболее живучих вредных советов. Задняя стойка ведет за собой совершенно ненужные напряжения на Ваши бедра. “Вы не используете лыжу целиком, когда вы наклоняетесь назад” – замечает MacArthur. “Вместо этого встаньте в среднюю стойку и заставьте работать заднюю группу бедренных мышц.

Как же Вы спасете свои лыжи от погружения в снег как последний чайник, работая только ступнями? MacArthur предлагает сгибать ноги и в то же время оставаться в нейтральном положении (то есть не занимать ни заднюю, ни переднюю стойку). Начните тренироваться на относительно плоском, ухоженном склоне, не делая никаких поворотов, затем переходите к более крутому склону и делайте легкие, простые повороты. Тогда, когда Вы ходите по глубокому снегу, выберите себе ритм, в котором Вы сможете делать дуги, контролировать свою скорость и управлять лыжами чтобы избежать зарывания носков лыж. И если Вам действительно надо поднять носки лыж, делайте это, поднимая пальцы ног и лодыжки. Таким образом Вы избежите давление на пятки и не будете ходить в задней стойке.

6. Воткните Вашу палку и поверните вокруг нее

Похоже на безвредный совет, не так ли? Но при ближайшем рассмотрении, уколы палками могут быть проблематичны и неправильны. Если Вы тянете Вашу палку к предполагаемому месту укола до начала поворота, то Вы поворачиваете свой корпус. В результате, вы тянетесь к месту укола и поворачиваете свой корпус в сторону, прямо противоположную стороне, куда хотите повернуть. Надо менять эту привычку, говорит инструктор Rick Vetromile из Аспена. Делайте укол палкой на 10-20% Вашего поворота, после того, как Вы закантовались, но до пересечения линии склона. В этом упражнении “укол палкой сообщает Вам, что инициирование начала поворота закончено и начинается движение импульса”, – обращает внимание Vetromile, “И это помогает направить Ваш корпус вперед, подготовив Вас для следующего поворота”. Помните! Поворот начинается с закантовки лыж, а не с укола палкой.

Vetromile также рекомендует плотно обхватывать ручку палки кистью руки и двигать палку только кистью, зафиксировав предплечье и плечо. Таким образом Вы не будете тянуть верхнюю часть корпуса вслед за палкой. Кроме того, держите свои запястья чуть в стороне, двигая ими вверх-вниз; это также устранит ненужные движения верхней части корпуса. ” Лыжная палка – такая малютка, но научиться правильно ее использовать – одна из наиболее эффективных составляющих для улучшения Вашего мастерства в горнолыжном спорте” – говорит Vetromile.

7. Для входа в поворот поворачивайте ноги

Оставьте поворот ногами там, где он имел место быть – в 1960-х годах. Понятие “поворота ногами” выходит из того, что инструктора обучали лыжника “ротационным навыкам”, для изменения направления движения. Но с лыжами новой геометрии вращение ногами весьма и весьма избыточно.

Чтобы понять, что Вы можете сделать поворот без вращения ногами, следует сделать чистый резаный поворот. Один из способов это сделать – это “нарисовать” следы железной дороги – два параллельных следа от кантов, вырезанных в снегу. ” Это упражнение позволяет Вам сразу почувствовать, что Ваши лыжи могут поворачивать и нет необходимости крутить их”, – говорит MacArthur. К тому же – это просто забава. Начните движение поперек некрутого склона, начиная с верхней лыжи и закантуйте обе лыжи, загружая их одновременно. Если Вы все сделали правильно, то на снегу должно остаться две резаных дуги. Чем круче закантовка лыж, тем меньше будет радиус поворота.

8. Чтобы быть хорошим лыжником, Вы должны кататься на лыжах, держа ноги очень близко друг к другу

Если Вы не Jonny Moseley , и не катаетесь по могульным склонам постоянно, Ваша техника будет более универсальна, если Вы станете оставлять небольшой просвет между ногами. “Многие лыжники пребывают в уверенности, что нужно кататься на лыжах со “склеенными” вместе ногами”, – говорит Sickels Matlock. “Но для основной техники катания спортивная (более широкая ) стойка лучше.” Представьте, в какую Вы бы стали стойку, готовясь бросить баскетбольный мяч в корзину с расстояния в несколько метров: Ноги чуть меньше ширины плеч, колени и лодыжки слегка согнуты. Принятие подобной стойки при катании на лыжах обеспечит Вам большую стабильность, а также больше места для маневра при закантовке, чтобы выполнить поворот. ” Трудно закантовать обе лыжи одновременно, если Вы еще и стараетесь удержать равновесие”, говорит Sickels Matlock

Однако, у Harald Harb -а, основателя Системы Обучения Начинающих (Primary Movements Teaching System) (Не уверен, что перевод правильный – Лис), есть другая точка зрения на предмет того, на какую ширину ставить лыжи. Он считает, что принятие широкой стойки безотносительно ситуации, создает статический баланс, а динамический баланс, как правило, страдает. Более узкая стойка, говорит Harb, позволяет Вам легче перемещать Ваш вес с ноги на ногу, тем самым загружая нужную лыжу при спуске. Harb скорее одобряет своих учеников, которые катаются со “склеенными” ногами, нежели тех, кто катается в стандартной стойке.

9. Только поверни!

Как часто мы с Вами становимся свидетелями сцены: начинающий лыжник стоит параллизованый наверху очень _крутого_для_его_уровня_ склона, а его друг, стоящий уже внизу, кричит ему: “ТОЛЬКО ПОВЕРНИ!”

” ТОЛЬКО СДЕЛАЙ ЭТО” – один из самых плохих советов, который можно дать в подобной ситуации. Если Вы остановились наверху склона и боитесь спуститься с него, нельзя сосредотачиваться только на повороте, как на самоцели. В конце концов Ваш поворот происходит посредством управления лыжами по снегу через ботинки. Как выразился Westfeldt: ” я поворачиваю не автомобиль; я поворачиваю рулевое колесо.”

Как только Вы начинаете делать поворот, не разгоняйтесь. Наша задача на крутом склоне заключается в том, чтобы из линии падения повернуть лыжи поперек склона как можно быстрее. Спуск напоминает скорее серию связанных хоккейных остановок. Разбейте поворот на три части и считайте “раз-два-три в течении каждого поворота; это поможет Вам растянуть каждый поворот и установить ритм. Отработайте это упражнение на управляемом отрезке склона, а после пяти, скажем, поворотов, остановитесь и сделайте себе перерыв. И помните о дыхании!

10. Давай я буду твоим инструктором

Наш последний совет заключается в том, что обучаться следует у того, кто знает, как это надо делать. Друзья, приятели и возлюбленные обычно заканчивают обучение выяснением отношений. “Это общий сценарий для всех друзей в горнолыжном спорте” – говорит Westfeldt.

Почему стОит раскошелиться больше, чем на цену скипасса для того, чтобы учиться кататься у инструктора, а не у кого-то из Ваших близких друзей? Мы не можем дать гарантию, что никто из инструкторов не даст Вам ни одного неправильного совета, но разница заключается в том, что инструктор, у которого Вы обучаетесь, умеет оценивать лыжную технику и объяснять, как исправить ошибку в зародыше, не давая ей развиваться дальше.

Действительно ли имеет значение, надо ли использовать правильную технику, пока Вы катаетесь, что называется, для себя? Нет, если не хотите поднимать уровень своего технического мастерства. Курс обучения поможет Вам развить больший диапазон техники, которая поможет Вам более уверенно проходить различные ландшафты, которые “подбрасывает” Вам гора. Узнавая возможность наиболее эффективного использования Вашего снаряжения, Вы сможете кататься на лыжах более эффективно, не говоря уж о безопасности.

И у Вас останется еще много энергии в конце дня для апрес-ски и Вы сможете поднять за это бокал пива.

Горнолыжно-русский разговорник

Абонамат (ебенемент, ибенимент, нибенимент, он же абонемент) – пропуск на ККД на Кавказе. Как правило, из говнобумаги

Апрески – культурная и не очень программа развлечений после выключения подъёмников

Ацкая галка – тело райдера в полёте судорожно расставляет руки и пытается в полёте присесть задницей на задники лыж

Ацкий траверс – неконтролируемое движение поперёк склона

Беккантри (пешкодрал, и т.п.) – отсутствие подъёмника

Биг эйр – большой трамплин

Вельвет – двоякое понятие:

а) идеально отратраченный склон;

б) склон, безнадёжно испорченный этим упырём на гусеницах (по мнению ЛВК)

Взорвать паудер – проехать первым по свежевыпавшему снегу в горах

Встегнуться – надеть лыжи/борд

Газекс – устройство для дистанционного сшибания лавин

Гадить вельвет – раскатать отратраченную трассу

Годиль – серия коротких сопряженных поворотов проскальзыванием

ГорноплУжник – начинающий глыжник; тот, кто ещё ездит плугом

Горнопляжник – глыжник, освоивший технику катания, даже научившись делать подряд пять-десять поворотов, однако понял, что это занятие требует непосильного для него физического труда. Однако имидж «спортивности» надо поддерживать. Почти не катается, делает один-два спуска в день в компании с безнадёжными чайниками, прочее время сидит в кафе. Отличается повышенной коммуникабельностью

Гуфи (от англ. goofy) – сноубордист, катающийся правой ногой вперед

Дроп – точка на склоне, где срущая галка превращаецца в тиливизор

Заземлить – некрасиво приземлиться (на лыжах, на сноуборде)

Карвер – это категория лыжников, считающих, что палки только мешают кататься. Техника катания подразумевает резанные повороты без проскальзывания

Кикер – искусственно нарытый трамплин созданная точка на склоне для превращения срущей галки в телевизор

Китайский даунхилл – массовый спуск толпой вниз, кто быстрее друг друга посшибает

Кулуар – часть естественного рельефа горы – узкое длинное углубление вдоль линии стока воды, середина и низ кулуара наиболее лавиноопасны

ЛВК – любители внестрассового катания, они же фрирайдеры

Летающий лом – явный чайник, едущий с горы по прямой. Поворачивать он пока не научился, но уже не боится скорости, чем очень гордится. Исключительно опасен для окружающих. Не путать со скоростным спуском

Матрасники (они же «пальтошники», «шапки») – туристы, поднимающиеся наверх без снаряги, с целью осмотра окрестностей и спускающиеся вниз тоже на канатке. Как правило, поднимаются на верх после полудня и тут же оккупируют все едальни

Молоко – состояние видимости, точнее её полного отсутствия, из-за плотного тумана или облака – чувствуешь себя в сосуде с молоком, которое бывает, что помешивают и тогда становится непонятно где низ, пока не ляжешь на этот самый низ (это лучше выполнять добровольно)

Мягкий бордер – бордер, катающийся на «мягком» сноуборде

Офисный райдер – это райдер, который в сети катается больше, чем в горах

Павдердей – это когда свежака навалило. Мечта всех ЛВК

Парнуха – парнокресельная канатная дорога

Плуг – самый презираемый элемент горнолыжной техники, поэтому все стараются его избегать как черт ладана и не пользуются им даже тогда, когда он необходим…

Поддонок – “мягкий” сноубордист на сленге жесткого

Понаехали тут – очередь на подъемник

Прыгнуть за веревочки – уйти с трассы/вельвета для свершения подвигов в аутбэках

Пупырь – пестное повышение рельефа, используемое в качестве модели горных массивов в равнинной местности

Пыжник – лыжник на сноубордтческом сленге

Разобраться («разобраться по склону») – совершить бесконтрольное скольжение, оставляя на склоне снаряжение

Расколбас – то, что остается от вчерашнего рая, если днем мороз

Читайте также:  Лечение импотенции народными средствами - рецепты, рекомендации

Распродажа – уборка с отстегиванием и раздеванием. Когда чуть впереди лыжника летят палки, лыжи, шапочка, маска, перчатки.

Ратрак – снежный трактор, он же «упырь на гусеницах». На Кавказе также используется в качестве недостающей ветки подъёмника

Регуляр (от англ. regular) – сноубордист, катающийся левой ногой вперед

Свинорой – то, что остается от вчерашнего рая, если днём оттепель

Скользяк – скользящая поверхность сноуборда

Словить кант – понять, что снег ни разу не мягче асфальта. Происходит в результате цепляния за снег кантом. Можно словить переднего канта, т.е. удариться репой об склон, а можно заднего канта, тогда со склоном встретится затылок. Если цепляешь задний кант на хороших ходах, то одним касанием затылка со склоном дело не ограничивается. На крутом уклоне можно сделать много подобных сальто. Со стороны красиво, конечно, но неприятно, что каждое сальто сопровождается ударом в затылок, а иногда и хрустом в шее. Передний кант чреват переломом кистей или ключицы – чему меньше повезёт, т.к. человек, как правило успевает выставить руки вперед. Неприятность поимки канта заключается в стремительности этого процесса. Даже если едешь не быстро, после зацепа тело изображает своего рода требушет (катапульту), где вместо камня – голова

Снежная ломка, снежка, белочка – психическое расстройство, связанное с длительным интенсивным ожиданием снега на пупырях. Внешней симптоматикой являются длительные молчаливые взгляды в окно, учащение разговоров о катании и снаряжении с окружающими (независимо от заинтересованности последних в этих вопросах), увеличение пребывания на лыжнобордических форумах в рабочее время, возможны и другие клинические проявления. В тяжёлых случаях может провоцировать серьёзную депрессию. Имеет хронический характер. Обычно обостряется в период осеннего межсезонья. Часто имеет временнУю корреляцию с началом подготовки поездок в горы.

Соскрестись – характерно чаще для бордеров, забравшихся туда, куда им ещё рано

Спрямлять флюэнтно – замочить по гладенькой такой траектории, как капля воды

Спустить соплю – спуск МЧСниками лыжника/бордера, залезшего туда, куда ему ещё рано. Головная боль чегетских гидов на Северах

Степень словленности канта – это расстояние на которое отлетела шапочка. Если почти не отлетела, то считай и не словил

Стол – пролёт после трамплина

Срущая галка – сесть на жопу

Срущий лебедь – применяется к глыжнику, который пытаетсяа притормозить присаживанием на задницу. Так как торможения не происходит, в стороны раставляются руки. Если лыжник в позе СЛ заезжает на дроп, то в полёте он трансформируется в аццкую галку

Стошнить – спустицца медленно и осторожно, чаще всего мелким годильком

Телемаркер – человек, поднимающийся в гору самостоятельно, (экономя на подъёмнике, либо воспитывающий характер), а затем красиво мочащий вниз, опускаясь то на одно, то на другое колено

Темляк – ремень на палке, служащий для выкручивания рук при падении, но облегчающий ходьбу в аутбэки

Тиливизор – срущая галка, летящая в горизотальном положении лыжами вперед и клювом вверх

Траверс – движение поперёк склона без потери и набора высоты

Трамваинг – современная техника резаного поворота, когда плечи смотрят не в долину, а по линии движения лыж

Тюлени – мягкие бордеры, сидящие поперёк склона, впритык друг у другу. Глыжники сидеть на склоне не могут, поэтому тюленям завидуют. Выражается сия зависть показушным осуждением. Однако глыжники могут стоять и поэтому наиболее прогрессивные горнопляжники стоят толпами на выкате от подъёмника, мешаясь встегнутым в оба крепа бордерам, а также в любом другом месте склона. Весь этот бардак особенно задевает жестких бордеров, они по сути являясь недолыжниками и перебордерами, считают себя чем-то исключительным (не такой попсой как глыжники и не такими падонками как бордеры), типичные рыцари печального образа

Тяжелый снег – наклонная каменистая поверхность, залитая трехнедельными проливными дождями. Допускает наличие прошлогодней травы

Цирк – часть естественного рельефа горы – широкое чашеобразное углубление в привершинной части

Уборка – падение, в котором процесс собственно падения происходит очень динамично и достаточно продолжительное время

Убраться – получить неизгладимое впечатление от встречи со склоном

Экстремальный плуг – спуск “плугом”, но с применением дополнительного торможения палками, соединёнными вместе

Чих-пых – сленговое название годиля

Яйцо – гондольный подъемник, фуникулёр

Янгблад – свежие талантливые сноубордисты 10-18 лет

***Собрано, систематизировано и отредактировано мной, поэтому тэг “моё”. Отдельное спасибо форуму СкиСпб.

«Горные лыжи? Да легко!» Так думал редактор Бабра, пока первый раз не скатился с горы. Пост о том, как это было

Для того, чтобы сделать репортаж максимально честным и подробным, мы решили научить основам горнолыжного спорта нашего редактора, который время от времени высказывал своё желание пополнить ряды спортсменов. Для этого мы отправились в горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс “Казань”, вооружившись фотокамерой и взяв обещание с Максима (так зовут нашего редактора), что он не передумает в последний момент.

Что из этого получилось – читайте в этом отчете от первого лица:

Итак, чтобы научиться кататься на горных лыжах, вам потребуется помощь тех, кто уже умеет это делать. Конечно, можно обратиться и к соседу, который по выходным загружает лыжи в машину и с умным видом уезжает куда-то. Но я решил, что лучше обращусь к профессиональному инструктору. Все-таки дело серьезное.

Знакомьтесь – это Виталий (тот, что в оранжевой куртке). Он инструктор горнолыжного комплекса “Казань” и именно ему предстояло увеличить армию горнолыжников-любителей на одного бойца.

Для того, чтобы научиться кататься на горных лыжах нужны, собственно, сами лыжи. Поэтому мы с Виталием отправляемся в пункт проката. Нет, на этой конструкции мы не катались. Просто не мог пройти мимо и не сфотографировать.

Теперь, собственно, сам прокат. Обратите внимание на ассортимент инвентаря. Забегая вперед скажу – ботинки мне принесли моментально, хотя желающих взять лыжи в прокат в тот день было предостаточно.

Быстро оформляем договор и оплачиваем прокат.

Перед тем, как выдать мне лыжи, ребята спросили мой рост и вес. Нет, это не для ситуации, когда “что-то пошло не так”. Просто под мои параметры будут настраиваться крепления лыж.

Одеваем ботинки. Оказывается, что эти замки, так называемые “стрепы”, необходимо застегивать в определенной последовательности. Об этом рассказал мне Виталий. А нужно это для того, чтобы просто не переломать ноги во время вероятного падения, ведь ботинки сами по себе достаточно жесткие.

Вот в этом месте креплений выставляется вес. Нужно это для того, чтобы во время падения лыжи “отстреливались”. Опять же бережем ноги. Кстати, на многих курортах сотрудники проката часто забывают выставить вес. А это является грубейшим нарушением техники безопасности.

Ну что, вроде бы все готово. Теперь отправляемся на гору.

Но прежде чем одеть лыжи, начинаем разминаться. Разминка направлена на бедра и колени. Именно эти части тела будут задействованы в процессе больше всего. Наверное, мы с Виталием довольно глупо смотрелись в таких позах. Но здоровье и техника безопасности важнее.

Теперь учимся одевать лыжи. Процедура довольно простая, но требующая определенных навыков.

Кстати, осмотревшись на горе я понял, что не все владеют этими навыками в совершенстве.

Дальше привыкаем к ботинкам. Точнее к тому, что они держат ногу так, что позволяют наклоняться так, как это делает Виталий.

Дальше учимся держать баланс. Для этого стоим на одной ноге.

Берем в руки палки. Ну это знакомо еще с уроков физкультуры в школе.

А это не танцы с бубнами, как может показаться сперва. Умение поочередно переставлять лыжи очень пригодится на горе.

Так, с этим закончили. Теперь переходим к более серьезным испытаниям. Упражнениям точнее.

Пытаемся смоделировать движения, которые будем выполнять при первом спуске.

А вот, собственно, и он – первый в жизни спуск. Легким движением пристегиваем ботинки. И с надеждой смотрим вдаль, взобравшись на самую маленькую горку.

Сначала едем по диагонали, чтобы уменьшить и без того небольшой угол наклона.

Причем учимся ездить “плугом”. Это когда лыжи стоят не параллельно, а под небольшим углом. “Старики” говорят, что этот способ для новичков и “нормальные” лыжники так не ездят. Но поскольку я новичок, то и ездить буду так, как велит инструктор.

Несколько секунд спуска и мы поднимаемся в гору при помощи вот такого подъемника, который больше напоминает траволатор в супермаркете.

Новое упражнение. Теперь уже едем прямо, предварительно отработав положение ног и устранив предыдущие ошибки.

В этот раз даже палками отталкивались. Растем!

Следующий спуск уже с поворотами. Оказывается, что для того, чтобы повернуть, необходимо просто научиться смещать центр тяжести, увеличивая давление на одну из лыж.

Наверное, я выгляжу крайне неуклюже сейчас? Ну что поделать? Первый раз как-никак.

Спустившись, снова разбираем ошибки, которые были допущены при спуске. К счастью, ошибки были не фатальные.

Проведя первое занятие, Виталий ,с чувством выполненного долга, жмет мне руку. На сегодня его миссия закончена и он может смело занести меня в список тех людей, которые благодаря ему приобщились к этому виду спорта.

Нет, на самом деле я действительно планирую заняться горными лыжами всерьез и уже начал приглядывать себе оборудование. И все это благодаря инструктору Виталию и другим сотрудникам горнолыжного спортивно-оздоровительного комплекса “Казань”.

Если вы хотите повторить мой путь, познакомиться с Виталием и окунуться в удивительный мир горных лыж и сноуборда, то для этого надо совсем немного, а именно добраться до горнолыжного спортивно-оздоровительного комплекса “Казань”, который находится вот по этому адресу:

Первый спуск с горы – несколько советов для «чайников»

Очень часто зимой можно увидеть новичков, которые стоят на склоне и наблюдают за лыжниками, лихо спускающимися по трассе, говоря одно и то же: «У меня ни за что так не получится. Это слишком сложно. Я обязательно упаду!» Даже странно, почему, ни разу не попробовав прокатиться на горных лыжах, очень многие считают, что это ужасно сложно и опасно. Однако, все-таки пересилив себя и сделав «первые шаги» на лыжах, начинают рассуждать совершенно по-другому.

Начинать знакомство с горными лыжами лучше всего с проката. Именно там вам подберут лыжи, подходящие для первых уроков. Первое, что спросят у вас в пункте проката, – это ваши вес и рост. Именно от них зависит ростовка (длина) ваших лыж. Скорее всего, это будут универсальные, не слишком жесткие лыжи, на которых будет просто делать «первые шаги».

С ИНСТРУКТОРОМ НА «ТЫ»

Общеизвестный факт: то, что самоучкам дается за несколько месяцев, новички под руководством инструктора осваивают за пару дней. Поэтому лучше на первое время нанять инструктора. Кстати, можно пригласить его для целой семьи, для группы или для себя одного. Например, в Андорре пятидневный курс обучения по три часа каждый день стоит около шестидесяти долларов. Как правило, все инструктора на европейских курортах говорят по-английски, но если у вас с этим языком не сложилось, взаимопонимание все равно будет достигнуто. С помощью всем понятного языка жестов. К тому же, единственное, что вам нужно будет делать, – в точности повторять за своим инструктором все показанные движения.

Не стоит пытаться перенять стойку и технику катания опытных лыжников на простых пологих трассах, поскольку многие из них на таких трассах расслабляются, катаясь с загрузкой внутренней лыжи, без упора на палку, или поворачивают, сильно закручивая корпус внутрь поворота и заставляя лыжи следовать за корпусом. Гораздо полезнее внимательно посмотреть, что те же лыжники делают в сложных местах, и попытаться повторить самостоятельно на более пологом склоне.

Учиться кататься на горных лыжах лучше не на ближайшей к дому горке, а в специальных горнолыжных комплексах – там постоянно следят за состоянием снега, склоны оборудованы подъемниками и есть пологие склоны для начинающих. В каждом из таких комплексов можно нанять инструктора. В окрестностях Москвы это спортивный парк «Волен», «Сорочаны», «Шуколово»; Санкт-Петербурга – «Коробицино», «Снежное» и «Золотая долина». Цены на подъемники везде колеблются в районе 10–60 рублей за подъем, а услуги инструктора обойдутся приблизительно в 300-400 рублей за час.

На горнолыжных базах в больших горах, как показывает практика, обучение происходит быстрее: чем больше катаешься – тем скорее усваиваешь азы.

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА СКЛОНЕ

Итак, все необходимое у вас уже есть. Вы стоите на склоне, ноги у вас подгибаются – еще бы, ведь нужно как можно успешнее спуститься с этой горы. Будьте готовы к тому, что ваши лыжи будут ехать гораздо быстрее, чем вам этого хотелось бы (и это несмотря на то, что «чайники» всегда катаются гораздо медленнее, чем опытные горнолыжники). Кроме того, вы будете часто падать и даже иногда врезаться в других таких же «чайников» на склоне. Не пугайтесь, это совершенно нормально. Главное — не бояться падать. Потому что падают даже чемпионы мира. Вот только после того, как вы упали, необходимо встать. Для этого расположите лыжи поперек склона, чтобы не скользить вниз. Подайте корпус немного вперед и обопритесь палками о склон.

Первое движение, которому учат некоторые инструкторы своих подопечных, называется «катание плугом». Выглядит оно так: носки вместе, пятки врозь. Это позволяет новичку немного притормаживать движение. Однако потом от него придется отвыкать, и пожалуй, лучше сразу начинать с правильной стойки. Выглядит она примерно так: руки и колени слегка согнуты, ноги расставлены на ширину 15—20 см. Любой поворот происходит, когда сильнее загружается нижняя лыжа. Если носки ваших лыж начали перекрещиваться, значит, вы слишком сильно отклоняетесь назад.

Первый спуск, как показывает практика, забирает гораздо больше сил, чем все последующие в этот день, вместе взятые. Поэтому если вы чувствуете, что силы вас оставили, что ноги подгибаются уже не от страха, а от усталости, лучше пойдите в ближайшее кафе выпить чаю с лимоном или, что еще лучше, глинтвейна. Как говорится, для мягкости в коленях. Ведь вам предстоит еще одно испытание: нужно подняться наверх на подъемнике (бугеле). Впрочем, ничего сложного в этой процедуре нет, главное — покрепче ухватиться и не напрягать ноги при подъеме. Не с первого раза, так со второго или третьего у вас все получится.

Читайте также:  В каких продуктах больше всего железа

– Доктор сказал, что у меня врожденные способности к горнолыжному спорту.
– Это как?
– А у меня кости быстро срастаются.

Спуск с горы

Немного найдется лыжников, которые ограничат свою вылазку прогулкой по равнине без катания с горы. Да и на пути всегда попадаются подъемы и спуски. Как их преодолевать? Прежде всего научимся взбираться на возвышенности. Для сокращения пути можно подниматься прямо по склону, «в лоб». Путь наискось и зигзагами требует меньшей затраты сил. Пологие подъемы преодолевают скользящим шагом, характерным для попеременных ходов. С увеличением крутизны возрастает нагрузка на руки. По более крутым склонам поднимаются ступающим шагом, с прихлопыванием лыжами. Крутые горки проходят, ставя лыжи «елочкой» или «лесенкой».

Поднялись на гору, можно спускаться. Как? Решительный человек без особых раздумий расставит ноги пошире, зажмет покрепче палки в ладонях — и вниз. Осторожный лыжник посмотрит на склон, засомневается, но в конце концов тоже поедет, широко расставив ноги, вытянув руки впереди себя так, будто держит вожжи.

Далеко ли они поедут. До первого бугра или канавы. А дальше придется вспоминать правила правильного падения, валиться на бок, широко раскидывая руки, хотя какая-то безжалостная сила стремится воткнуть головой в снег или бросить на спину.

Эта сила — инерция, она проявляется всегда при изменении направления движения или скорости. Вспомните, как в транспорте вас прижимает к сиденью при троганьи с места, при торможении бросает головой вперед, а на повороте заваливает в сторону. То же самое происходит на лыжах, где каждый амортизирует и борется с силами инерции самостоятельно. Чтобы делать это более успешно, спускайтесь в позе так называемой основной стойки, которая обеспечивает наиболее устойчивое положение тела и лучшие условия для мгновенной реакции на изменение рельефа и скорости спуска.

Основную стойку принимают при параллельном положении лыж, отстоящих на расстоянии 10—15 см друг от друга. Одну ногу выдвигают вперед на полступни (разножка). Тело подано вперед, колени согнуты так, что закрывают носки ботинок. На горных лыжах должно ощущаться давление на пальцы ног, на равнинных — на переднюю лыжу. Руки согнуты в локтях, опущены вниз. Кисти с зажатыми палками несколько впереди и ниже пояса, кольца палок над снегом. Эту позу отработайте сначала на месте, несколько раз упруго приседая, сгибая при этом главным образом колени.

Энергичные приседания-распрямления на ходу — одно из условий устойчивости при спуске. Другое важное правило — сохранение центра тяжести тела над площадью опоры, над ботинками.

Основная стойка служит исходной для других видов стоек. Низкая стойка принимается за счет усиленного сгибания коленей и тазобедренных суставов. Высокая стойка получается при распрямлении этих суставов. Передняя — при подаче центра тяжести тела к носку ботинка. Задняя — путем смещения центра тяжести к каблукам, отведении коленей назад. При узкой стойке лыжи стоят вплотную друг к другу, нормальной —- на расстоянии 10—15 см и широкой — на уровне плеч. Самое важное во всех положениях — это расслабление верхней части тела при упруго подвижных коленях. Поэтому перед спуском полезно покачаться на ногах вверх-вниз, подавая тело вперед. Затем можно легко толкнуться палками и . счастливого спуска.

Для начала выбирайте горку средней крутизны с безопасным выкатом — площадкой, где можно остановиться, не прибегая к торможению. А что значит средней крутизны? Для сравнения напомним, что наклон эскалаторов метро равен 30°, а лыжного трамплина — превышает 40°. Для начинающего лыжника подойдет горка крутизной 10—15° и длиной порядка 50 м.

Для отработки основной стойки достаточно сделать 10— 20 спусков. Особое внимание обращайте на завершающую стадию. Приседания делайте только за счет сгибания коленных и голеностопных суставов. Новички норовят делать это главным образом за счет опускания таза, оставляя ноги прямыми. В результате центр тяжести смещается за площадь опоры и все кончается падением на спину.

При скольжении по склону набирается скорость, возникает инерционная сила, толкающая лыжника назад. Чтобы компенсировать ее действие, нужно подать вперед центр тяжести тела. Новичок вместо этого начинает как бы упираться в склон: плечи идут вперед, руки вытягиваются вверх, ноги распрямляются, расходятся в стороны, таз подается назад. В итоге — беспорядочное размахивание руками и падение.

Если переход от склона к площадке окажется резким, центробежная сила прижмет вас и ваши лыжи к склону. Трение между лыжами и снегом возрастет, движение сильно замедлится, и центр тяжести перейдет переднюю границу площади опоры. В результате — падение головой вперед. То, что такое бывает и у опытных лыжников, вряд ли послужит вам утешением. Появившейся силе инерции противопоставьте движение центра тяжести тела назад, сделав так называемый подсед. Резкое, за счет сгибания колен, приседание уменьшит давление на лыжи, скорость снизится более плавно. Одновременно выдвиньте одну ногу вперед, сместив таким образом центр тяжести тела назад и нейтрализуя действие силы инерции, толкающей вперед.

Современные высокие пластиковые горнолыжные ботинки существенно помогают сохранению переднезаднего равновесия, а на равнинных лыжах его регулируют величиной разножки.

Освоен ли вами навык движения под гору в основной стойке? Достаточно спуститься на одной лыже, приподняв другую над снегом. Если колено нагруженной ноги недостаточно согнуто, корпус не подан вперед, спуститься не удастся.

Итак, вам уже знаком спуск с гор разной крутизны. Но каждый раз при этом приходится решать мучительную задачу: как остановиться? Затормозить и остановить движение можно различными способами, кроме падения, о чем мы уже говорили.

Торможение плугом. Спускаясь по пологому склону при небольшой скорости, из основной стойки начинайте отжимать в стороны задники лыж, опираясь о склон внутренними ребрами, или, как говорят, кантами лыж. Колени при этом сгибают, тело подают вперед. Вы как бы садитесь на носки лыж, не позволяя им пересекаться, удерживая на расстоянии друг от друга в 20— 30 см. Чем круче вы поставите лыжи, чем большая нагрузка придется на ноги, тем сильнее будет торможение.

Торможение полуплугом, или упором, не представит труда, если вы хорошо овладели предыдущим способом. Здесь одна нога идет прямо или под небольшим углом к направлению движения, а на другую, отведенную в сторону и поставленную на ребро, переносят всю тяжесть тела. Колено загруженной ноги сильно сгибают, как бы садясь на лыжу, активно тормозя до остановки.

Косой спуск — следующий важный этап в обучении начинающего лыжника, особенно горнолыжника. Здесь осваивается основной элемент — умение переносить вес тела на одну лыжу. При спуске по склону наискось в основной стойке тяжесть тела переносят на лыжу, расположенную ниже по склону. Верхнюю лыжу выводят вперед на 10—15 см и загружают примерно на 1/3 веса тела. Верхнее плечо и руку несколько выводят вперед. Чем круче и жестче склон, тем больше следует загружать нижнюю лыжу. Для этого колено ноги, стоящей ниже по склону, подают к горе. Косой спуск осваивают в движении, по 10—16 спусков в каждую сторону.

Научившись спускаться вниз с места, переходите к освоению соскальзывания в движении. Во время косого спуска начинайте ставить лыжи так, чтобы их скользящая поверхность полностью соприкоснулась со снегом. Слегка присев перед этим, быстро разогнитесь и пошлите вниз под склон задники обеих лыж, сдвинув их боковым движением голеностопных суставов. Скорость скольжения вперед-вниз регулируется степенью кантования лыж. Прекращают соскальзывание крутой постановкой лыж на ребро (закантовкой), одновременно сильно сгиба» колени.

Далее следует убедиться, что самый лучший способ торможения — боковое соскальзывание. Здесь требуется значительно меньшая затрата сил, чем при торможении плугом. Чтобы сбросить скорость и остановиться при спуске наискось, быстро приседают и одновременно отжимают задники лыж в сторону, стремясь развернуть лыжи поперек движения.

Теперь вы уже стали хозяином положения, умеете управлять скоростью, можете затормозить перед препятствием. Главный секрет свободного владения лыжами заключается в неуклонном соблюдении условия сохранения центра тяжести тела в пределах площади опоры. С увеличением крутизны склона корпус подавайте вперед, чтобы центр тяжести тела оставался на перпендикуляре, восстановленном из середины площади опоры. При уменьшении крутизны центр тяжести подают назад. Достигается это активной работой коленей. При езде по неровностям важна не только передне-задняя подача тела, но и его вертикальная работа. Во время спуска стремитесь к тому, чтобы центр тяжести тела перемещался как можно ближе к линии, параллельной склону.

Как уже говорилось, преодоление любой неровности вызывает появление инерционных сил, нарушающих устойчивость движения. Чтобы их погасить, сгибают и разгибают колени. Спуск на прямых ногах лишает лыжника возможности амортизировать удары, вызванные неровностями рельефа, и неизбежно приводит к падению. Чтобы этого не случилось, спускайтесь на упруго согнутых ногах, в положении основной стойки, позволяющей быстро приседать и вставать при наезде на препятствие в виде бугра или канавы.

Бугор проезжают в резком приседе, подав корпус несколько назад. Перед препятствием колени сгибают, за ним сразу лыжи опускают, подавая тело вперед. Канаву преодолевают, приседая перед ней, подавая колени вперед. В канаве ноги распрямляют опуская вниз, при выезде снова приседают, подавая корпус назад, вытягивая руки перед собой на уровне пояса.

На прямых спусках лыжник преодолевает действие сил инерции и по возможности гасит их как нежелательные. При поворотах инерционные силы помогают лыжнику сохранить устойчивость.

Каждый поворот включает четыре фазы: подготовка, вход в поворот, ведение его и выход из поворота. Основа движения при этом — умение удерживать вес тела на одной ноге и правильно переносить его на другую, когда лыжи меняются местами.

В различных стадиях поворота меняется положение лыжника по отношению к склону, а значит, и преодолеваемая крутизна. В вершине поворота лыжи идут по самому крутому месту, скользят быстрее. Чтобы не отстать от них, корпус надо энергично подевать вперед. На первых порах придется заставлять себя в повороте как бы нырять под склон. Преодолев такую чисто психологическую трудность, легче осваивать технические навыки поворота.

Рассмотрим теперь сами повороты, которыми необходимо владеть любителям лыжного и горнолыжного спорта, чтобы уверенно и безопасно спускаться по любому склону.

Поворот переступай и ем выполняют на небольшой скорости при спуске по лыжне или узкой дороге. Загружая одну лыжу, другую отрывают от склона и ставят на снег в новом направлении движения. Теперь эта лыжа становится направляющей, к ней приставляют первую. Так за несколько движений человек меняет направление спуска. Чем больше скорость, там чаще и энергичнее приходится переступать.

Более активны движения конькового хода, когда переступание сопровождается отталкиванием опорной лыжей. Ее ставят на кант, толкаясь ногой, предварительно согнутой в колене, энергично подавая корпус вперед. Вперед выводят и плечо, одноименное с разгруженной во время толчка ногой. Вынося освобожденную лыжу, ее загружают при интенсивном сгибании колена, готовясь к новому толчку.

Особое внимание овладению коньковым ходом должны уделить начинающие горнолыжники. Это поможет усвоить навыки подачи корпуса вперед в повороте и скольжения на одной лыже, составляющие фундамент современной горнолыжной техники.

Поворот плугом позволяет уверенно менять направление движения на любом склоне, но при большой затрате сил. Начав движение в положении плуга, лыжник переносит тяжесть тела на одну ногу, сгибая ее в колене, подает корпус вперед, несколько разворачиваясь спиной внутрь поворота. Надавливая на лыжу, завершает поворот. Последовательно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, делают серию поворотов. Использование современного горнолыжного инвентаря, в частности высоких ботинок, позволяет довольно легко выполнять поворот в задней стойке, попеременно создавая сильное давление на задники лыж.

Поворот из упора широко применяют в самых разнообразных условиях начинающие и опытные лыжники. При этом новички думают, что главное — это упереться в склон ногой, а искушенный лыжник положение упора только намечает, считая главным быстрый и красивый поворот. Чтобы его выполнить, надо в движении косого спуска загрузить расположенную ниже по склону ногу, согнув ее в колене. Присев на этой ноге, отведите вверх по склону задник ненагруженной лыжи. Корпус при этом разверните несколько лицом к склону, как бы спиной к центру поворота. Отставленную лыжу нагружайте постепенно. В вершине поворота, разгибая колено, посылайте корпус вперед, перенеся вес тела на другую лыжу. Согнув колено ноги, стоящей на только что загруженной лыже, приставляйте к ней другую, переходя в противоположное направление косого спуска.

Идеальное выполнение поворота упором состоит в быстром отведении верхней лыжи, переносе на нее толчком веса с нижней и выполнении дуги боковым соскальзыванием на параллельных лыжах. Чем круче склон, тем круче ставьте на кант лыжу, на которой завершается поворот, больше приседайте в конце дуги.

По мере совершенствования техники поворота момент упора, отставления лыжи сводят к минимуму. В дальнейшем вход в поворот можно совершать с широкого шага, с толчка, коньковым ходом и, наконец, с соскальзывания.

Поворот упором сперва разучивают на месте. Из основной стойки начните отводить задник, например, правой лыжи, сосредоточив вес на левой ноге, согнутой в колене. И наоборот. При отведении лыжи к склону одновременно несколько разверните корпус, с тем чтобы после окончания поворота вновь оказаться в стойке косого спуска, с туловищем, повернутым от склона. Затем отведение лыжи проводят в косом спуске, возвращая ее в исходное положение.

Научившись поворачивать на пологом склоне, переходите к освоению поворотов в обе стороны по сопряженным дугам.

Овладев передвижением по бугристой лыжне или склону, зная, что такое боковое соскальзывание, умея делать несколько поворотов упором, можно считать себя лыжником. Для тех, кто решил заняться горными лыжами, это только начало, азы техники. Тем не менее, освоив начальные приемы на малых горках, научившись свободно чувствовать себя даже на небольшом склоне, можно смело выезжать в большие горы.

Дальнейшее совершенствование горнолыжной техники, переход к поворотам на параллельных лыжах, спускам на больших скоростях потребуют уже обращения к специальным пособиям и занятий с тренером.

Ссылка на основную публикацию